Мастер классы

Бумажная Фабрика «Мерос», Самарканд 

Недалеко под Самаркандом работает бумажная фабрика «Мерос», чьими основателями являются известные в местных кругах мастера, братья Мухтаровы. Они сумели возродить древнюю Самаркандскую технологию производства бумаги, которая в течении 100 лет держится как новая. Весь процесс производства проходит вручную, поэтому гости фабрики могут наблюдать за процессом изготовления с самого его начала и до конца. Надо сказать, что плата за вход и экскурсию по фабрике символическая. Место тут очень живописное: тенистые деревья, речка Сиаб, небольшая чайхана у входа, где туристов угощают вкусным самаркандским пловом и фруктами, чархпалак - водяное колесо, украшенное старинными сосудами из которых льется вода.

Владельцы фабрики рассказывают, что на восстановление технологии изготовления самаркандской бумаги у них ушло 10 лет. Были испробованы различные материалы, пока опытным путем не было установлено, что сырьем для бумаги являлась тутовая кора 

                 .              

 

Гиждуванская мастерская керамики 

 

В 46 километрах от Бухары расположен маленький городок Гиждуван. С давних времен и до наших дней Гиждуван славится как торговый город и центр ремесленничества. Керамика занимает особое место среди различных ремесел, процветающих в городке.

Гиждуванскую школу керамики отличает использование геометрических форм и цветов в орнаментах. Ибодуло Нарзуллаев был одним из самых известных керамистов Узбекистана и основателем Гиждуванской школы керамики. Он принимал участие в более чем 50 международных выставках. Его изделия выставлены в музеях многих стран мира. Уста (в переводе с узбекского "мастер") Ибадулло создал не только свой индивидуальный стиль, но и передал свое мастерство сыновьям Алишеру и Абдулло и дочери Нодире. Это шестое поколение, продолжающее традиции создания керамических изделий своей семьи.

На сегодняшний день гиждуванские ремесленники известны не только в Узбекистане, но и по всему миру.  

                          

 

Производство кукол, Бухара, Ляби хауз 

К числу практически утраченных и возрожденных видов ремесел относится также изготовление кукол. В недавнем прошлом театральные представления бродячих кукольников – насмешки были одним из ярких и любимых развлечений сельских и городских жителей. Сегодня куклы, одетые в национальные костюмы, стали традиционным узбекским сувениром, который можно использовать не только в качестве игрушки, но и как интересную, яркую деталь интерьера. Они представляют различные народные типы или героев литературных произведений. 

Бухарские мастера кукол изучают историю бухарского костюма, используют традиционную технологию кроя одежды, вышивку, бухарский каракуль. Художники скрупулезно придерживаются символики различных деталей костюма, характерных для его обладателя.

                       

 

Мастер-класс по приготовлению плова, Бухара 

Плов - символ узбекской кухни. Его готовят во всех домах Узбекистана, неважно узбекская семья, русская, татарская или корейская. Узбекский плов – это часть менталитета жителей страны.

Традиционно плов у узбеков готовят мужчины. Известно более тысячи рецептов приготовления узбекского плова с различными ингредиентами, и есть даже целые книги посвященные исключительно этому блюду.

Узбекский плов также различается по регионам республики. Например, самаркандский плов светлого цвета, ферганский плов, наоборот, очень темный. В Самарканде мясо, морковь, рис кладут слоями и парят. В ташкентском плове сначала все ингредиенты пережаривают.

Для приготовления узбекского плова, обычно используют рис нового урожая, свежую баранину или говядину, сочную желтую или красную морковь, крупные головки репчатого лука и душистое растительное масло. Настоящий узбекский плов готовят в глубоком чугунном котле (казане), который равномерно нагревается и не дает еде пригореть.

                              

 

Мастер-класс по выпечке лепешек, Самарканд 

О самаркандских лепёшках нужно рассказать особо… Потому что таких больше нигде на Земном Шаре вы не найдёте…  Они славятся не только своим неповторимым вкусом, но и свойством не черстветь. Настоящая самаркандская лепёшка три года пригодна к употреблению. Она не плесневеет, а попросту высыхает до каменного состояния. Потом достаточно сбрызнуть её водой и подогреть в тандыре… Или по-современному - в микроволновке или обычной духовке… И она опять станет такой, как будто её только что испекли… Чудеса – да и только… Между прочим, я пытался проделать это с лепёшками из Ташкента, Джизака, Намангана – результат был совсем не тот…

                 Существуют достоверные данные, что эмир Бухары как-то обозлился: «Что вы мне возите лепёшки из Самарканда, когда их можно печь прямо здесь? Тащите ихнего лепёшечника, и пусть он работает в моём дворце». Придворные тут же привезли самого лучшего… Но что бы мастер ни делал, такие же, как в Самарканде, лепёшки у него не получались… «Наверное, дело в самаркандской муке…», - сказал он. Доставили муку – опять ничего не получается… - «Может, дело в воде…?»  - Привезли воду – опять не то… «Тандыр нужен из самаркандской земли…» . – Приволокли тандыр…  Но вновь из тандыра выходили совсем не те лепёшки. "Может быть, в самаркандском воздухе всё дело?", - чесали бороды придворные. Но воздух же не привезти… В общем, отправили мастера обратно и снова стали доставлять лепёшки из Самарканда. И так продолжается до сего дня… Ну, теперь не эмиру, конечно, а в Бухару на продажу… Там ведь туристов со всего света тоже круглый год полно…

                      

 

Мастер-класс по Медная чеканке в Узбекистане

Медная чеканка считается одним из самых древних видов прикладного искусства Узбекистана. Искусство медной чеканки, также как и керамика, на протяжении веков являлось традиционным для стран региона Центральной Азии, именно потому в Узбекистане вы можете найти множество изделий, украшенных чеканкой во всем разнообразии местных народных мотивов. Техника этого искусства оттачивалась веками, и, хотя в музеях можно увидеть в основном работы XVIII века, стиль их исполнения близок к традициям чеканки более ранних периодов. Основные центры производства гравированных изделий были расположены в Бухаре, Хиве, Коканде, Самарканде, Карши, Шахрисабзе.

Чеканные товары с конца XVIII - начала XIX вв. отличались гармоничными пропорциями, выразительными линиями и орнаментальными узорами. Тисненые и гравированные металлические изделия того времени высоко ценились не только за их декоративные качества: они играли важную роль в повседневной жизни, так как являлись показателями социального статуса и богатства.

Местные школы художественной чеканки появились в Узбекистане в XIX веке. Чеканка разных школ отличалась по орнаменту, форме и стилю, а также по технике изготовления. В XIX веке широкую известность приобрели изделия гравёров из Бухары и Хивы. Они характеризуются высокой пластичностью форм, классическим балансом пропорций, неизменностью орнаментальных мотивов и оригинальной техникой гравюры. Бухарское тиснение отличается простыми и сдержанными формами. Характерный растительный орнамент бухарской чеканки был крупнее, но в то же время и изящнее, чем чеканные узоры других школ. 

Среди мастеров Хивы была популярна техника глубокого, а иногда и мелкого тиснения, что довольно близко к резной гравировке. Особенностью хивинской техники является гладкий фон без отделки. При этом фон окраски не использовался, но иногда применялись черный и красный лаки. Очень схожи по стилю тисненые изделия мастеров Карши и Шахрисабза. В то же время простая форма и украшения школ Карши и Шахрисабза существенно отличается от медного тиснения других школ Узбекистана. В Коканде медная чеканка была более разнообразной по форме, но менее совершенной в пропорциях, чем традиционные изделия Бухары и Хивы. В XIX веке кокандские граверы использовали все известные методы узорчатого украшения фона и поверхности: штамповку, штриховки, различные сети и фигурные выемки.

Самаркандская школа прошлого века была консервативней других школ. Простой большой растительный узор ремесленников Самарканда заметно отличался от изящных и традиционных моделей Бухары, Хивы и Коканда. В орнаментальных композициях самаркандской школы часто использовалось изображение клевера – цветка с четырьмя лепестками. Медники из Самарканда изготавливали круглые, слегка суженые кувшины с широким корпусом, посуду оригинальной формы, сосуды для воды, оригинальные кувшины для молока с длинными тонкими носиками, ковши, которые не встречались в других регионах Узбекистана.